Менеджеры учатся дрессировке
В тренинге по совещанием я предлагаю людям необычное упражнение — практику дрессировки положительным подкрепление, я нашёл его в книге Карен Прайор. Обычно игры, оторванные от реальности, кажутся мне странными из-за вымышленной легенды, но практика подкрепления делается без легенды, мне нравится в ней чистота эксперимента. Руководители на своей шкуре проверяют, как сильно их ошибки влияют на поведение подчинённых, и учатся формировать желаемое поведение без слов. Для совещаний это особенно полезно — можно управлять дискуссией, не прерывая её — жестами и мимикой.
Если интересна теоретическая часть, почитайте о подкреплении в работе руководителей.
Механика упражнения
Выбираем игрока, которого будем дрессировать. Он выходит за дверь. Выбираем дрессировщика, загадываем действие, которое должен выполнить игрок. Разговаривать нельзя, но можно подкреплять щелчками кликера. Приглашаем игрока в комнату, и дрессировка начинается.
Кликер — эта такая штука для дрессировки размером с брелок. Когда нажимаешь на кнопку, он очень громко щёлкает. На тренинге вместо него был айфон с приложением Гэрэж Бэнд.
Загаданное действие — выключить свет
Игрок делает шаги по комнате, трогает стулья и флипчарт, но кликер молчит.
Делает шаг в сторону стены, на которой выключатель — клик!
Ещё шаг — клик!
Шаг в другую сторону — тишина.
Снова шаг в нужную — клик!
Подходитк лесенке из трёх ступенек, над первой ступенькой выключатель — клик!
Шагает вверх по лесенке — клик!
Шагает дальше — тишина.
Спускается вниз — клик!
Снова поднимается, но медленно, по одной ступеньке. На первой — клик!
Шаг на вторую — тишина.
Обратно на первую — клик!
Вниз на пол — тишина.
Ещё несколько попыток пошагать вверх-вниз, но кликер срабатывает только на первой ступеньке. Игрок останавливается на ней. Он в замешательстве, оглядывается по сторонам. Вдруг замечает выключатель и нажимает его. Ура, групппа апплодирует!
Загаданное действие — взять стул, подтащить его к столу, поставить и сесть
Игрок делает шаги по комнате — тишина.
Подходит к стулу — клик!
Дотрагивается до стула — клик!
Садится на стул — тишина.
Встаёт, отходит, ходит по комнате — тишина.
Снова подходит к стулу — клик!
Дотрагвается до стула — клик!
Двигает стул — клик!
Берёт стул в руки — клик!
Делает шаг в сторону со стулом — клик! С этого момент игрок ходит только со стулом в руках.
Пробует шагать в разные стороны — тишина.
Шаг в сторону стола — клик!
Ещё шаг — клик!
Продолжает идти в эту сторону — клик, клик, клик!
Один лишний шаг — тишина.
Шаг назад к столу — клик!
Делает несколько шагов в разные стороны — тишина.
Снова подходит к столу — клик!
Лицо игрока загорается озарением — он догадался! Ставит стул к столу, садится — группа взрывается овациями.
Ошибка: подкрепление попыток и стараний
После упражнения игроки поделились, как они понимали сигналы, а группа сравнивала это с замыслом дрессировщика.
Например, дрессировщик часто подкреплял сам процесс поиска, чтобы подбодрить игрока. А игрок понимал это как «Да, ищи здесь!» и начинал топтаться вокруг.
Ошибка: запоздалый клик
Когда дрессировщик опаздывал с подкреплением на полсекунды, игрок получал ложный сигнал. Например, игрок делал шаг, останавливался и после этого слышал клик. Он думал, что подкреплённое действие — это остановка. А дрессировщик хотел подкрепить движение в конкретном направлении, но опоздал.
Связь с реальностью
Когда я спросил людей, какую связь со своей работой они видят, мне ответили:
- Теперь понятно, почему результат работы подчинённых иногда удивляет. Они получают много лишних сигналов в процессе, которые случайным образом направляют их действия.
- Нужно быть осторожным, подбадривая людей в сложные для них моменты. Они могут случайно связать это с нежелательным поведением, и усилить его.
- Очень важно успеть с подкреплением — подбодрить человека ровно в тот момент, когда он делает что-то толковое. Опоздание в несколько секунд испортит всю малину.
Подробнее о дрессировке читайте в книге Карен Прайор «Не рычите на собаку».